Как сегодня застройщики и их лоббисты в Киевсовете пользуются военным положением и как они продолжают продвигать земельные проекты – дальше.

Читайте также Удачный старт: какой была первая продажа жилья от КН РИЭЛ по программе "єОселя"

Откуда берутся скандальные вопросы

С начала российского вторжения и до мая 2022 между депутатами Киевсовета существовала договоренность временно не голосовать земельные вопросы. Однако по наблюдению активиста и юриста Дмитрия Перова, который много лет борется против незаконной застройки в Киеве, в конце 2022 года проблема снова активизировалась.

В публичной плоскости строительных скандалов становится больше по сравнению с "довоенным" временем, соглашаются городской депутат от Слуги народа Ксения Семенова и юрист Дмитрий Перов. Однако их доля на заседаниях Киевсовета остается стабильной: из 50 земельных проектов решений – 2 – 3 проблемные. Это 5 – 7% (именно столько было и до 24 февраля).

Семенова убеждена, что возвращение в повестку дня скандальных кейсов имеет две причины:

  • отсутствие публичности во время войны, невозможность проводить протесты и ограниченное участие активистов в заседаниях Киевсовета;
  • многие киевляне, которые активно выступали против незаконных застроек, сейчас воюют.

Скандальные кейсы попадают в Киевсовет путем лоббизма, ведь почти во всех фракциях есть представители от строительного бизнеса. Иногда проблемные проекты приходится рассматривать через шантаж некоторых коллег иначе они угрожают блокировать работу совета и игнорировать другие голосования.

Когда резонансные вопросы появляются в повестке дня, поднимается шум и документ просто переносят на следующее заседание. В этот момент рассчитывают, что ажиотаж спадет и можно будет продолжать обсуждение.

Если проект решения "провалили", но он попадает на рассмотрение совета еще много раз, то речь идет о лоббизме, убежден Перов. Для принятия документ должен набрать 60 голосов (из 120). Если голосов нет, фракции ищут точки договоренностей, говорит он. К примеру, определенная фракция может поддержать проект коллег, чтобы получить союзников для собственных проектов.

Кто принимает решение и как бороться со скандальными проектами

Окончательное решение в застройке всегда по Киевсовету: именно она выдает землю в аренду и определяет ее целевое назначение. Защищать официальные достопримечательности должен Департамент охраны культурного наследия КГГА. А требования по прекращению работ на исторических объектах может выдвигать Министерство культуры. Впрочем, последний не определил границы исторического ареала столицы. А городские власти так и не утвердили Генеральный план Киева.

Почти все собеседники сходятся во мнении, что Киеву нужно возвращаться к публичности, а обществу – влиять на застройку города.