Возможно ли это в условиях военного положения, какие документы нужны и на какие нюансы обратить внимание, регистрируя себя или свою семью в новом жилье, рассказали представители Корпорации Недвижимости РИЕЛ.

К теме Стены, что согревают: на какие новостройки обратить внимание, чтобы сэкономить на отоплении

Как военное положение повлияло на возможность изменить место регистрации

С началом российского вторжения в Украину все государственные реестры приостановили работу. Соответственно, в течение трех месяцев возможность сняться с места регистрации или зарегистрироваться в жилье была заморожена. Предоставление соответствующих услуг возобновилось только в июне 2022 года.


Nordica Residence от КН РИЕЛ / Фото РИЕЛ

Фактически с начала лета украинцы могут зарегистрироваться в другом жилье по тому же принципу, что и до начала полномасштабного вторжения. В то же время, как отмечают в КН РИЕЛ, оккупированные территории и населенные пункты, где продолжаются боевые действия, до сих пор остаются исключением.

Регистрация права собственности на квартиру в новостройке

Первичная регистрация прав на недвижимое имущество с 1 января 2023 года осуществляется органами государственной регистрации. Всего в Украине создано 583 органа государственной регистрации прав.

Регистрация права собственности на недвижимость осуществляется путем внесения сведений в Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Для этого сначала нужно собрать полный пакет необходимых документов во избежание отказа или других проблем, которые могут возникнуть в процессе регистрации,
– отмечают в КН РИЕЛ.

При этом важно учесть, что во время военного положения существует утвержденный перечень нотариусов, имеющих право совершать нотариальные действия по недвижимости

К государственному регистратору или нотариусу для прописки в квартире следует обращаться с рядом документов, в частности, важно подготовить:

  • заявление о регистрации права собственности на квартиру;
  • копию паспорта и идентификационного номера;
  • оригинал технического паспорта на квартиру;
  • акт приема-передачи недвижимости;
  • договор с застройщиком;
  • квитанцию об уплате административного сбора.

"Важно, чтобы технический паспорт на недвижимость отвечал всем требованиям и содержал сведения обо всех изменениях планировки квартиры, внесенные застройщиком после согласования генерального плана объекта", – добавляют в КН РИЕЛ.


ЖК "Вилла Погулянка" от КН РИЕЛ / Фото РИЕЛ

Прописка лиц, не являющихся владельцами жилья, осуществляется центром предоставления административных услуг по месту жительства. Это касается, в частности, членов семьи. Чтобы официально изменить регистрацию, в ЦНАП нужно написать соответствующее заявление по предоставленному образцу, а также подать следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении, если речь идет об изменении регистрации места жительства ребенка, которому не исполнилось 14 лет;
  • документы, удостоверяющие право на пользование квартирой в новостройке;
  • если лицо состоит на военном учете или подлежит взятию на такой учет, следует предъявить военный билет;
  • квитанцию, подтверждающую оплату административного сбора (37 гривен).

Электронное декларирование места жительства

Кроме физического обращения в ЦНАП сообщить об изменении места жительства в Украине можно в электронном формате. Получить такую услугу можно в течение суток на портале Дія. Задекларировать изменение места жительства онлайн можно в том случае, если сведения о жилье отображены в Реестре недвижимости.


ЖК "Америка" от КН РИЕЛ / Фото РИЕЛ

Однако если жилье, в котором вы намерены задекларировать свое проживание, находится в ипотеке или доверительной собственности, сделать это в электронном формате не удастся. Также услугой не смогут воспользоваться граждане, не имеющие военного билета, но должны состоять на учете в военкомате.