Об этом говорится в авторской колонке обозревателя рынка недвижимости Виктории Берещак. Собрали самое главное.
Читайте также Инновации на рынке недвижимости: как базовые нормы сосуществуют с новыми технологиями
Она объясняет, что подорожание на 35% – это результат скачка инфляции, цен на энергоносители, ралли на сырьевых рынках. В зависимости от концепции, формата и класса проекта, а также используемых материалов, затрат на инженерию, пространственного зонирования – себестоимость могла возрасти и больше.
Какие сегменты подорожали больше всего
Девелоперы, создающие ЖК бизнес-класса, признали, что рост себестоимости за 2021 год составил 40 – 45%. Это связано с тем, что они не готовы снижать качество и ликвидность своего продукта, над которыми тщательно работали на этапе проектирования.
Средний показатель роста себестоимости составил 35% вследствие того, что в общей структуре предложения доля жилья масс-маркета все еще достаточно высока. За последние 1,5 года она снизилась, но все еще составляет несколько большую часть от всего количества заявленных ЖК.
Это комплексы, которые уступают и архитектурной айдентике, и в формате, и в наполнении инфраструктуры, и в качестве инженерии, и квартирографии,
– рассказывает Берещак.
Она добавляет, что в таких проектах девелоперы, чтобы получить хотя бы более или менее достаточную маржинальность, жертвуют качеством используемых строительных материалов.
Я уже молчу о затратах на создание инфраструктуры, пространственном зонировании, благоустройстве и ландшафтном дизайне, что по факту в общей смете девелоперского продукта может съедать и 30 – 40%,
– отмечает Берещак.
Эти проекты впоследствии очень долго строят, потому что денег от продаж поступает меньше, чем хотелось бы. Покупатель выбирает более качественную среду и экосистему, ведь готов платить за это больше. Как следствие – масс-маркет начинает демпинговать.
Эксперт прогнозирует, что постепенно процент неликвидного жилья будет становиться все меньше, потому что покупатель все чаще выбирает мультиформатную инфраструктуру, качественную инженерию, разнообразные планировочные решения, архитектурный проект и т.д.
К теме Известный девелопер назвал главные тенденции на рынке жилья в 2022 году
Что и насколько подорожало в сегменте строительных материалов
Рост стоимости бетона с начала года в среднем составил 45%,
- керамоблока – 30 – 40%,
- утеплителя – 30%,
- лакокрасочные материалы, щебень, песок подорожали в среднем от 25 до 40% в зависимости от производителя,
- больше всего выросли цены на металлоконструкции. При этом удельный вес арматуры в домостроении составляет в среднем 20% в зависимости от конструктива.
Равняясь на металл, сразу же дорожают и все металлозависимые компоненты строительства: лифтовое оборудование, трубы, двери и так далее, что влечет значительные затраты для компании.
Качественная квалифицированная работа и подряды в строительстве на фоне растущей инфляции тоже растут в цене: за год расходы на строительно-монтажные работы и услуги подрядчиков выросли в диапазоне 20 – 30% в зависимости от сферы.
В 2022 году к экономическим факторам дальнейшего роста себестоимости (высокая инфляция, цены на энергоресурсы) прибавится еще и значительный геополитический фактор, от которого будет зависеть и ситуация на сырьевых рынках, и микроклимат в сопредельных отраслях.